Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

Родительская гостиная

Дата: 18 октября 2014 в 18:11, Обновлено 19 февраля в 12:16

10 заповедей для родителей первоклассника

1. Начинайте «забывать»   о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг     обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)!»

2. Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы.  Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, давайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.

4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны    окружающих, даже учителя или   воспитателя, отвечайте: «Спасибо,       мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в   успех и способности («ты сможешь»,   «у  тебя обязательно получится»,  «я в тебя верю»).

5. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь быть объективными:  не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.

6. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше  всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!

7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В    то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не всегда ждать вашего ответа.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка, знать ,что все люди разные и имеют право быть такими !

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

10. Не стройте ваши  взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой « если…,то..» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности – ребенок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе".

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

      Школа предлагает Вам сотрудничество в воспитании Вашего ребенка. Ваш ребенок для Вас – Ваше будущее, это Ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И Вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

       Мы – все сотрудники школы, тоже крайне заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок  стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания.

       Для того, чтобы наше сотрудничество было плодотворным, я предлагаю вам информацию и некоторые  рекомендации, которые могут помочь Вам правильно сориентироваться в затруднительных ситуациях, либо убедиться в том, что Вы поступаете верно, и Ваш стиль воспитания в семье является компетентным.

Хочу предложить Вашему вниманию несколько основных правил семейного воспитания.

   Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой и будет считать, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает пренебрежением к родителям, к семье, к людям.

   Но не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более – пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку! Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

   Воспитание ребенка в семье – достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта.       Главное средство воспитания ребенка – пример родителей, их поведение, их деятельность. Слова – вспомогательное средство.

          Развитие ребенка – развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Каждый ребёнок имеет право на ошибку. Если родители требуют от него непогрешимости,  у него формируется чувство вины, обиды, неудовлетворённости собой  и, как реабилитация себя, грубость, агрессия и озлобленность на других, как правило, более слабых или «ненужных» ему сверстников или даже взрослых.

   Основа поведения ребенка – его привычки. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о  физическом развитии. Учите его любить свой дом, семью, школу, добрых людей, родной край.

  Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между Вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если Вы не согласны с нашими требованиями или они Вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

   Очень важно создать в семье спокойный доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большей степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – демократический, когда детям предоставляется  определенная самостоятельность и доверие, когда взрослые относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим разумный контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.

   Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

   Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6 – 7 лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; подростковый возраст - кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков; юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере его перехода от одного возрастного этапа к другому. «Растите» вместе со своим ребёнком.

Желаю Вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания Вашего ребенка, пусть он приносит Вам радость и счастье!

 Неврозы - как помочь ребенку?

   Вряд ли кто-то не согласится, что в современном мире человеку все сложнее сохранить свое здоровье. Ритм большого города ежедневно заставляет нас забывать обо всем в нашей вечной гонке. Неудивительно, что двое из трех жителей мегаполиса страдают той или иной формой невроза.
Но еще более печальная картина вырисовывается, когда речь идет о детях, ведь они гораздо более восприимчивы к любым психологическим нагрузкам: детский сад, школа, а нередко и семья становятся постоянным источником стресса для ребенка.
   Часто случается так, что неврозы долгое время остаются незамеченными и годами портят человеку жизнь, нарастая, как снежный ком: на фоне небольшого нервного расстройства ребенок начинает хуже учиться, это провоцирует конфликты с учителями и родителями, невроз усиливается, появляются проблемы со сверстниками, что дополнительно усугубляет картину расстройства...
   И так далее, по замкнутому кругу. Чтобы избежать такой ситуации, сохранить отношения с ребенком и его здоровье, необходимо уметь вовремя заметить признаки начинающегося невроза и сделать все для устранения его причины.
   Первая группа неврозов – это тревожно-фобические расстройства, к которым относятся не только сами фобии, но и панические атаки, общие тревожные состояния. Навязчивый страх, или фобия – одна из самых распространенных форм невроза. Особенность ее в том, что однажды появившись, она остается с человеком очень надолго, если не навсегда. Причиной возникновения этого состояния чаще всего является какая-то конкретная ситуация, и страх возникает всегда, когда появляется шанс ее повторения.

   У детей стресс – не обязательная составляющая для формирования фобии. Зачастую впечатлительному ребенку достаточно услышать от сверстника леденящую душу историю о том, как маньяк убил в темном подъезде маленькую девочку - и боязнь темноты уже сформирована.
Всем очевидно, что ребенку не стоит смотреть “криминальную хронику”, но из вышесказанного можно сделать еще один, не менее ценный вывод: лучше обсудить с ребенком все, что он увидел или услышал, пока он еще не успел “обдумать” все сам, дорисовав в воображении ужасные подробности, и сделав свои выводы из ситуации.
   С паническими атаками дети чаще всего впервые сталкиваются в подростковом возрасте. Это состояние возникает спонтанно, приступ длится около 20 – 30 минут. Появляется учащенное сердцебиение, потливость, слабость, иногда чувство удушья или тошноты. Все это сопровождается паническим беспричинным страхом, чаще всего, боязнью смерти или сумасшествия. Такие приступы являются результатом длительного воздействия стрессового фактора и переутомления в сочетании с перестройкой организма, происходящей в пубертатном периоде. К ребенку необходимо отнестись со вниманием, постараться разгрузить его режим дня, проконсультироваться с неврологом.
   Общие тревожные состояния вызываются теми же причинами, что и панические атаки, но проявляются не так ярко. В этом случае ребенка преследует постоянное ощущение дискомфорта, неясной тревоги, он плохо засыпает, раздражителен и часто плачет. Кроме того, часто возникают болезненные ощущения: слабость, головная боль, невозможность глубоко вдохнуть. Как и в случае паник, нужно максимально снизить учебную нагрузку на ребенка, добиться постоянства режима дня.
   Не менее распространенная группа неврозов – навязчивые состояния. В нее входит множество различных расстройств – навязчивые сомнения, идеи, действия, контрастные навязчивости. Навязчивые сомнения – невротическое нарушение, с которым сталкивался практически каждый из нас: сложно найти человека, который никогда не обдумывал возможные повороты уже давно завершенного диалога, не возвращался бы домой, чтобы посмотреть, выключен ли утюг, не проверял бы по три раза билеты по дороге на вокзал... Но в некоторых случаях этот безобидный невроз доводит свою жертву до изнеможения, приобретая форму настоящей мании.
У детей это чаще всего проявляется расстройствами сна: ребенок не может заснуть, десятки раз повторяя в голове неудавшийся разговор с одноклассником, или вскакивает по несколько раз за ночь, чтобы проверить, положил ли он в портфель тетрадь по математике (“учительница кричать будет” – говорит он, пытаясь объяснить такое поведение).
   Конечно, иногда такие эпизоды бывают у всех – невозможно не переживать по некоторым поводам, но когда это приобретает некоторую регулярность, родителям стоит задуматься о причинах такого невроза. Стоит обсуждать с ребенком все, что его волнует, находить решения его проблем, не делая особенного акцента на том, что он должен был их избежать (об этом тоже нужно говорить, но потом, когда неприятная ситуация уже себя исчерпала).
   Более распространенным видом навязчивостей у детей являются навязчивые действия: движения и ритуалы.
К навязчивым движениям можно отнести всевозможные тики и обессивную медлительность. Тик – одна из самых распространенных форм невроза, причем разнообразие таких навязчивостей велико: это и различные подергивания мускулатуры, и заикание, и постоянное вставление в речь слов-паразитов.
   Чаще всего, тики возникают на фоне постоянного стрессового воздействия, причем усиливаются пропорционально увеличению стресса и не зависят от конкретных ситуаций. В большинстве случаев, тики со временем проходят сами, но это отнюдь не значит, что их нужно игнорировать.
   Если ребенок совершает навязчивые движения, либо вставляет в речь лишние слова, следует обращать его внимание на это, со временем он сможет лучше контролировать себя и тик пройдет. С заиканием дело обстоит иначе: не стоит акцентировать внимание ребенка на его проблеме – это и без вас сделают “добрые” одноклассники.
   Такого ребенка нужно слушать очень внимательно, не перебивать – он должен избавиться от волнения в разговоре. Хорошо, если вы будете просить ребенка читать вслух или учить стихи наизусть – все это тренирует и ставит речь.
   Обессивная медлительность – довольно частое явление, которое, в большинстве случаев долго остается незамеченным. Проявляется это в том, что ребенок как бы “зависает” при выполнении некоторых действий: часами ест или одевается, весь день сидит над домашним заданием, с пустым взглядом уставившись в учебник.  Как и в случае с тиками, большая роль в устранении медлительности отводится тренировке самоконтроля – этому поможет написание распорядка дня “по минутам”, где всему отводится четкое время.
   Навязчивые ритуалы – своеобразная форма невроза, которая в какой-то степени выражена у всех. К ним относятся те действия, которые мы совершаем, руководствуясь своими собственными приметами и суевериями: ходить, не наступая на тени или на трещины на асфальте, ходить на ответственные мероприятия только в определенной “счастливой” одежде. Когда таких ритуалов не слишком много и они не мешают ребенку нормально жить, не стоит о них беспокоиться – часто такие действия нужны для создания ощущения комфорта.
Более редкой формой неврозов являются контрастные навязчивости. Это состояние включает в себя как бы две составляющие: сначала у человека появляется идея, противоречащая общечеловеческим нормам и правилам, во второй фазе возникает страх перед возможностью реализации этой идеи из-за потери самоконтроля (“А что если я сам это сделаю?”).
   Самая большая проблема этого невроза в том, что люди, им страдающие, склонны скрывать эту свою проблему. Да и кому признаешься в тех мыслях, которые пугают даже тебя? Стоит помнить о возможности подобных расстройств, побольше говорить с ребенком о его переживаниях, успокаивать его. Ведь только одно осознание того, что у него возникают “плохие” мысли может стать настоящей травмой и всерьез отразиться на самооценке.  Необходимо объяснить, что мы все в силах контролировать себя, какие бы идеи не приходили порой нам в голову.
   Кроме того, родители часто игнорируют особый род навязчивостей – сверхценные идеи. Хорошо, когда ребенок особенно увлечен чем-либо, но стоит насторожиться, если хобби поглощает его целиком, мешает учебе и распорядку дня. Чтобы избежать подобных состояний, стоит предлагать ребенку различные варианты времяпрепровождения, расширять круг его общения и интересов. Это поможет ему не только вырасти во всесторонне развитую личность, но и избежать ряда психологических проблем.
   У младших школьников часто встречаются неврозы, проявляющиеся расстройствами пищеварения и головной болью. Связаны они обычно бывают с непомерной нагрузкой, которую взваливают на плечи детей дома и в школе.
   К сожалению, зачастую родителям не понять, что музыкальная школа для первоклассника – явное излишество, даже если она и не занимает очень много времени. В начальных классах лучше обратить внимание на танцевальные и спортивные секции, посещать которые лучше тоже не более двух раз в неделю.
   Особенным вариантом неврозов являются истерические расстройства, чаще всего их появление связано с особенностями воспитания: обычно такие дети единственные либо младшие в семье.  Сначала ребенок специально изображает истерику, чтобы добиться своего. Потом, если это оказывается действенным методом, истерика становится неконтролируемой реакцией организма.  Выглядеть такие приступы могут совершенно душераздирающе: ребенок катается по полу с криком или хрипами (ему может казаться, что он задыхается), бьет ногам и руками. Такая картина чем-то похожа на приступ эпилепсии и может напугать родителей. Но есть главное различие: при истерическом припадке сознание сохраняется, поэтому такие дети моментально отреагируют на щипок, окрик, или любой другой резкий поворот событий.
   Кроме того, истерика возникает только в присутствии зрителя, так что лучшее, что вы можете сделать – просто спокойно выйти из комнаты и закрыть за собой дверь, как бы трудно ни было это сделать. Не пройдет и пары минут, как ребенок начнет успокаиваться. Если такое происходит с маленьким малышом, его нужно отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
   Существует огромное множество вариантов невротических расстройств, мы рассмотрели лишь некоторые из них. И важен не диагноз и не то, какими словами называют это врачи. Главное – ваши отношения с ребенком, ваши доверие и понимание, которые так необходимы детям.
Важно понимать, что те проблемы, которые выглядят смешными, если смотреть на них с высоты вашего жизненного опыта, могут казаться неразрешимыми для маленького человечка, и именно поэтому начинать и решать нужно вместе.

 

 ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ

Это выражение имеет место в нашей жизни, хотя является скорее данью традиции. В действительности слово «трудный» не очень точно определяет сущность возраста.

Трудный? Да!  Если не считать, что подросток полон жажды жить, полон желания радоваться  жизни, полон стремления победить и познать. Да, трудный, если не знать, что для подростка это только новая и, может быть, самая многообещающая ступень жизни, когда человек узнаёт счастье жить, чувствовать, думать.

               Это возраст, когда переживаются  первые серьёзные разочарования и  когда появляется склонность к самоанализу. Когда расстаются с волшебным, всегда сказочным детством и переступают его порог навстречу более реалистическому и практическому  взгляду на жизнь. Это возраст, когда подросток начинает медленно, но определённо  уходить от родителей, когда, ещё не научившись соизмерять свои желания, мечты и надежды живой реальностью, он ищет себя, теряет и опять находит в юношески-поэтическом восприятии мира, в любви к человечеству, в осознании своего долга перед людьми, в творчестве...

Подросток открывает себя в этом мире и одновременно открывает в себе целый мир.                 Поэтому на вопрос «Трудный?» можно ответь: «Да, трудный! Но и счастливый!»

Сделать всё возможное для ребёнка-подростка -   задача не простая. Я хочу предоставить Вам - в дополнение к Вашим собственным воспоминаниям -   картину мира подростка, мира, в котором свои отношения, свои взгляды, свои правила, свои интересы...

Изучить этот мир до конца невозможно. Мы только заглянем в него, в мир сегодняшнего подростка, только попытаемся составить   самое общее представление о нём... Картина может получиться нестройной и противоречивой, как натура, с которой писан портрет, – сам подросток.                               

 Отрочество

   Отрочество – это и беспокойство:

 «Вдруг я не такой, как все?»

и ужас: «Вдруг я такой, как все?»

   Отрочество – это такой возраст,

 когда ходишь, как только что

вылупившийся птенец,

не стряхнув с себя скорлупы детства.

   Отрочество похоже на тот неопределённый переходный  час,

 когда синие сумерки,

словно вода,

 стоят в арбатских переулках...

Е. Винокуров.    «Отрочество»

 Как они выглядят?

Сущность этого возраста - в изменении, развитии, росте. Мало того, скорость этих изменений тоже всё время меняется. То человек растёт не по дням, а по часам, как царевич из пушкинской сказки, а то вдруг на время перестаёт расти. Один меняется быстрее, чем другой, а потом вдруг тот, другой, обгоняет первого; одни мускулы у мальчишки растут быстрее, чем другие – хаос, сплошной хаос! Говорят: « Неуклюжий, как подросток». Он как новенький, ещё неотлаженный механизм: действует, но рывками, неритмично и никогда не знаешь, что от него ждать... Угловатость, выпирающие коленки, резкие движения...

Вот как описывают подростков психологи и педагоги, обобщая многолетние наблюдения за физическими изменениями подростков от 11 до 14 лет.

Десятилетние девочки и мальчики почти одного роста, девочки чаще даже выше: они начинают расти быстрее мальчиков, но пока не очень отличаются одна от другой. Но вот им уже  11. Теперь девочки очень отличаются друг от друга. Одни выглядят совсем как дети, другие развиваются гораздо быстрее. А мальчики по-прежнему выглядят ровнее. Их время ещё не наступило. Но если сравнить 10- и 11-летнего мальчика, то заметно, как окрепли мускулы грудной клетки и в плечах.

Промелькнёт ещё год: девочки продолжают набирать рост и вес, причём обычно рост быстрее, чем вес. И мальчики теперь больше отличаются друг от друга. Одни далеко ушли вперёд, у других -  почти никаких изменений по сравнению с 11-ю годами.

               13- летние уже не играют в догонялки, прыгалки и прятки, их больше манит волейбольная площадка. Многие девочки растут уже медленнее, скорость роста постепенно сходит на нет. Время внезапных изменений у девочек подходит к концу, тогда как примерно половина мальчиков только в этом году, наконец, достигает самого быстрого роста; начинаются  изменения в голосе -  он ломается, хрипнет, разлаживается...

В 14 лет девочки выглядят уже как девушки: « Совсем взрослые барышни!» - говорят о них. Пусть далеко не все такие уж взрослые – многие девочки ещё сохраняют угловатость подростка, - но, как правило, девочки в этом возрасте оставляют впечатление силы, и черты лица, несмотря на женскую мягкость, становятся определённее.  Люди, которые никогда не видели сына или дочь своих знакомых, теперь, встретив случайно этих ребят, вдруг догадываются, чьи это дети... Но для мальчиков 14-летие – всё ещё неопределённое, переходное время, можно даже сказать – наиболее неопределённое время. От тринадцати с половиной лет до четырнадцати -  время самого быстрого роста для большинства мальчиков. И, кажется, чем выше мальчишка растёт, тем ниже  делается его голос.

 Психологи придают очень большое значение в подростковом возрасте половому созреванию. Они считают, что все особенности подросткового возраста (в том числе и психологические)   зависят от этого процесса. Были обследованы тысячи рано созревающих и поздно созревающих подростков и обнаружили, что есть прямая взаимосвязь между скоростью развития и  поведением, даже мироощущением подростков.

Во всяком случае, стоит вспомнить свои собственные тревоги и радости, связанные с ростом и созреванием, и постараться помочь нашим детям более оптимистично воспринимать такие временные неприятности, как частые головные боли, боли в суставах, утомляемость и «пошаливание»  со стороны сердца, так как на него падает слишком большая нагрузка. Девочки стыдятся своего роста, иногда веса,  а когда у них начинает развиваться грудь и они ловят на себе заинтересованные взгляды, страдают от отсутствия соответствующего поведенческого опыта. Мальчики слишком огорчаются из-за того, что они медленно развиваются – стыдятся раздеваться перед взрослыми и своими сверстниками и потому очень неохотно занимаются спортом, стараются больше быть с младшими ребятами.

               Итак, человек растёт! Родителям остаётся одно: терпеливо ждать и не огорчаться заранее. Ничему: ни слишком раннему развитию, ни слишком позднему. Кроме, конечно, резко выраженных, болезненных случаев, но мы о них говорить не будем. И уж, конечно, вряд ли стоит расстраивать детей замечаниями типа – «Вечно ты горбишься!», тиранить их постоянными сравнениями с другими  «нормальными» детьми. Вы уже поняли: никакой такой «нормы» для подростков нет!

Что они собой представляют?

Поведение подростка, даже самое типичное и обусловленное возрастом, иногда вызывает возмущение. Вот он становится  непослушным и дерзким. Взрослые возмущаются: «Хулиган! Плохо воспитан!» Но лучше не торопиться, лучше подумать: а может это тоже... природа? Может это также неизбежно, как физический рост?  Во всяком случае – не в порядке утешения - хочется сказать, что все те неприятности и трудности, с которыми Вы можете столкнуться в своей семье, знакомы почти каждому отцу  и каждой матери. Только одним кажется, что наступил конец света – дети перестали слушаться! – а другие понимают,  что новое поведение детей – не неприятность, а закономерное свидетельство роста и созревания.

               Обычно, когда говорят о подростке, замечают, что он бывает вспыльчивым, неуравновешенным и так далее. Принято говорить о подростках вообще. Но психологи и родители, у  которых дети переросли подростковый возраст, знают, что  подростки «вообще» не существуют: есть 11-летние, 12-летние, 13-летние... Тщательные и пристальные наблюдения показывают, что у каждого из этих возрастов свои особые черты поведения.

Десятилетний человек кажется законченным созданием природы. Он весь в равновесии, он терпелив, послушен, он обожает отца с матерью, он часто бывает счастлив – почти беспричинно. Кажется, это последний возрастной рубеж, когда человек, особенно не отдавая себе отчёта, умеет быть счастливым. Когда плотина, преграждающая путь страхам и слезам, ещё воздвигнута не до конца, а характер и разум ещё не  управляют эмоциями. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.